Небольшой пленар больших исследователей
«В чем смыслы и ценности современного педагогического образования и с какими смыслами работает педагог-тьютор?»
16 февраля 2023 года на базе ЯГПУ прошло открытие Тьюторской НЕКонференции «Шаги к учителю будущего: ценности и смысл». НЕКонференция строилась на основе ивентов, т.е открытых уроков и мастер классов от приглашенных спикеров.
Открыла НЕКонференцию Репина Алевтина Валентиновна, где в своей речи сказала, что рада видеть всех гостей, которые приехали на это событие. Гости Тьюторской НЕКонференции приехали из разных уголков России. Педагоги образовательных учреждений прибыли не только из Ярославской области, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Коми и даже Ямало-Ненецкого автономного округа. Принимали участие не только педагоги из разных городов нашей страны, но и студенты ЯПК и ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, школьники. Далее слово передали Ходыреву Александру Михайловичу. Александр Михайлович рассказал о главной задачи НЕКонференции – это создание единого сообщества педагогов, практических работников, учёных и теоретиков. На этом мероприятии важно делиться своими проблемами и вопросами в сфере педагогического образования, чтобы решить их вместе, а также рассказать о своём опыте. Александр Михайлович назвал девиз этого дня «Море знакомств и никакого стеснения».
После приветственного слова прошёл пленар. С первым докладом выступила Рагозина Татьяна Валерьевна и тема её выступления – «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и решение». Татьяна Валерьевна начала своё выступление с того, что поздравила всех присутствующих с годом педагога. Далее рассуждала о том, является ли педагогическое образование прерывным или непрерывным видом деятельности. А так же дала возможность слушателям увидеть непривычные вещи в привычном, найти что-то новое и необычное в том, с чем мы сталкиваемся каждый день на своей работе. «В привычных вещах можно найти новые возможности для развития детей и учителей». Рассказала о оригинальных решениях по улучшению педагогического процесса из разных стран мира.
Далее Александр Михайлович высказал свои мысли о ценностях образования. Поразмышлял о том, на чем же основывалось и будет основываться наше развитие дальше. Поговорил о критике педагогов, о ценностях, которые прививают детям не только родители, но и педагоги.
Тихомирова Ольга Вячеславовна тоже выступила со своим докладом на тему «Тьюторская позиция как ценность». Рассказала о важности позиции тьютора, о его ценностях, а именно: справедливость, возможность, самостоятельность, радость ошибки, фасилитация и формирующее оценивание. В конце своего выступления сказала о том, что именно сегодня каждый участник прочувствует эти ценности на себе.
«Наш разговор на НЕБольшом пленаре больших исследований и серьёзных мыслей подходит к концу», — подвела итог Репина Алевтина Валентиновна. И рассказала о радостном событии, которое произошло в ЯГПУ и.м. К.Д. Ушинского, а именно — университету второй раз присвоили статус «Федеральная Инновационная Площадка». А так же вручили свидетельства всем партнерам (соисполнителям проекта) ЯГПУ. И в хорошее настроение участники данной НЕКонференци отправились на открытые классы по английскому языку, математике и литературе.
После открытых уроков по математике, литературе и английскому языку прошёл второй пленар. С первым докладом выступила Бысик Надежда Викторовна. Темой её доклада было «Исследование результативных учительских практик для последующей разработки сервисов обратной связи с обученными ML моделями на основе аналитики речи и учеников на уроке». Начала Надежда Викторовна с вопроса «Может ли искусственный интеллект помогать преподавателем?». Ведь сейчас есть множество программ, которые могут помогать не только преподавателям в их деятельности, но и ученикам. Например, Маруся от «Яндекс» сможет ответить на любой вопрос, а так же в приложении СберБанк Онлайн есть свой ассистент, который может помочь в учёбе. Надежда Викторовна рассказывала о практике записи уроков с последующим воспроизведением и повторном просматривании учащимися и их родителями. Таким образом записалось множеств уроков и выявили наилучший способ усваивания информации учениками – фронтальная беседа. Далее соединяли получившийся продукт и платформу, на которой будут размещаться данные уроки. При создании такого продукта использовались многие программы: перевод речи в текст; распознавание эмоций; разметка текста (кодирование); кодирование – представление; и девайсы: запись без потерь. С помощью такого исследования можно выявить проблемы в качестве образования и найти пути решения.
Далее выступил Карастелёв Вадим Евгеньевич с докладом на тему «Опыт самонаправленного обучения в подготовке тьюторов». Вадим Евгеньевич рассказал о том, что в обучении не всегда должен присутствовать учитель и непосредственно обучать. Дал определение самонаправленного обучения. Учитель в таком обучении является наставником, а не посредственным источником информации. Т.е. в этом случае обучающийся сам находит источники информации и самостоятельно всё изучает. И в таком случае обучающиеся сталкиваются с трудностями, но новых навыков они обретают больше.
В конце вечера прошли НЕБольшие итоги первого дня НЕКонференции. Репина Алевтина Валентиновна рассказывала о том, как участники выбирали на какие именно мастер-классы они пойдут. Кто-то шел по велению души, кто-то по фамилии и имен спикера, у каждого был свой маячок. В результате подготовки мероприятия не было использовано ни одного административного ресурса. Было разослано приглашение разным партнерам, факультетам и муниципальным организациям образования. Все с особым желанием откликнулись на данное приглашение. Алевтина Валентиновна вместе с Тихомировой Ольгой Вячеславовной выделили несколько открытий НЕКонференции – отзывчивость кураторов и волонтеров, которые с особым удовольствием и стремлением помогали в проведении такого масштабного мероприятия; а так же удивили слова деканов факультетов ЯГПУ, которые восхитились организацией и предложили помощь в следующем подобном мероприятии. «Настрой – работа на лайте» — такими словами описала Алевтина Валентиновна НЕКонференцию и её подготовку.
Открытый класс
«Учебная деятельность:
как учителю и ученику
достичь общих смыслов?»
(очный формат)
Открытый класс литературы
«Интеграция идей ДППШ на уроках русского языка в 9 классе»
На данном уроке участники получат практический опыт по включению в учебный материал урока русского языка материалов, способствующих индивидуализации деятельности на уроке и реализации воспитательного компонента, в том числе идей ДППШ.Спикер
Казюлина Елена Владимировна, МБОУ СОШ № 1 г. Данилов
Открытый класс математики
«Смешанное обучение, модель Ротация станций в условиях современной школы»
Участники познакомятся с подходом «Смешанное обучение». Модель «Ротация станций». Индивидуализация образовательного процесса. Организация урока в данной модели. Плюсы и минусы.Спикер
Тадевосян Полина Сергеевна, МБОУ Средняя школа № 1 г.Данилов
Открытый класс литературы
«Субъектно-личностный подход: диалог поколений на уроках литературы»
Стратегические ориентиры в области образования предусматривают обращение к национальным ценностям, передача которых возможна при мотивации школьников на их присвоение. Содержание мастер-класса предусматривает знакомство с приемами и подходами, направленными на развитие коммуникативной грамотности обучающихся.Спикер
Щукина Светлана Ференцевна, МУ ДПО «ЦСУОП», п.Борисоглебский
Открытый класс английского языка
«School problems and the teacher (Школьные проблемы и роль учителя)»
На уроке будут показаны приемы интеграции элементов педагогической культуры в содержание предмета «иностранный язык».Спикер
Цветкова Лилия Григорьевна,
Лопатько Виктория Николаевна
ЯГПУ им.К.Д. Ушинского
Мастер-классы
от мэтров
«Сопровождение педагогов
(будущих, молодых, опытных)
в поиске смыслов образования»
(очный формат)
Мастер-класс
«Масштабы будущего»
Г.П. Щедровицкий в 1970-х предложил оппозицию «подготовка vs готовность». Идея этого противопоставления заключалась в том, что подготовиться можно только к определенной деятельности, к неопределенности подготовиться невозможно, но возможно и необходимо быть готовым. Так была поставлена проблема готовности к неопределенному будущему. Меняются средства и формы организации профессиональной деятельности, меняются даже структуры повседневности. И эта проблема носит глобальный характер. Готовность можно развить через поддержку самостоятельности и самонаправленного обучения, т.е. созданию, реализации и рефлексии индивидуальной образовательной программы. Будет представлена новая техника работы тьютора «Масштабы будущего», которая направлена на развитие готовности к неопределенному будущему.Спикер
Карастелев Вадим Евгеньевич, МГПУ
Мастер-класс
«Самообучение и самопознание через создание художественного образа»
Живопись может быть способом изучения , как объектов окружающего мира, так и создания своего собственного образа объекта действительности.Спикер
Бородкина Наталия Вячеславовна,
ГБОУ школа № 627 г. Москва
Мастер-класс
«Тьюторская компетентность педагога: из опыта работы учителя с тьюторской компетентностью»
Участники познакомятся с алгоритмами построения, сопровождения и рефлексии индивидуального образовательного маршрутаСпикер
Тихомирова Ольга Вячеславовна,
руководитель тьюторского центра, кандидат педагогических наук ЯГПУ им.К.Д. Ушинского
Мастер-класс
«Педагогическое сопровождение школьников в процессе допрофессиональной педагогической подготовки»
Будет показано на практических примерах, как можно сопровождать будущего педагога в процессе обучения в педклассе: от осознания кто я? и какой я? до определения в будущей профессии, включая сопровождение при обучении по отдельным программам и курсамСпикер
Фадеева Светлана Валериевна,
Харитонова Наталия Владимировна
МОУ Вощажниковская СОШ
Мастер-класс
«Субъект-ориентированная технология»
Будет рассмотрен алгоритм субъект-ориентированной технологии, проанализированы конкретные практики применения технологии на примере воспитательных занятий.Спикер
Байбородова Людмила,
ЯГПУ им.К.Д.Ушинского
Мастерские
педагогов, тьюторов
«Практик-практику:
как образование сделать осознанным?»
(очный формат)
Воркшоп
«Как учитель может помочь себе сам с помощью технологии Даны Толлингеровой»
Мысли спикера направлена на то, что переход общего образования на новые стандарты поставил перед учителями новые задачи, а именно развитие учащихся в общекультурной, познавательной и личностной сфере. При этом результатом обучения должна стать сформированность у учащихся различных компетентностей и в первую очередь «умения учиться».Спикер
Халимова Светлана Александровна,
учитель, заместитель директора по УВР МОУ «Средняя школа 44» г. Ярославль
Мастер-класс
«Рефлексивный тренинг. Моя личность - профессиональный инструмент»
В рамках ивента спикер предложила участникам, являющимися педагогами, подробнее узнать о тренинге, который поможет развитию психолого-педагогических классов. Светлана Викторовна напомнила участникам, что от внутреннего состояния учителя зависит весь процесс обучения.Спикер
Ворожцова Светлана Викторовна,
«МОУ Средняя школа 62» г.Ярославль
Мастер-класс
«Мультипликация как способ активного присвоения культурно-духовных ценностей»
В ходе мастерской будет представлена программа внеурочной деятельности, которая предусматривает применение специально подобранных мультипликационных произведений, которые формируют у детей представления о нравственных нормах, ценностях, правилах поведения, о сущности нравственных поступков и нравственного поведения. Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды деятельности и еще более, чем просто просмотр мультфильмов, обладает воспитательным потенциалом. Участники мастерской смогут попробовать себя в создании мультфильма по мотивам произведений К.Д.Ушинского.Спикер
Барабанщикова Елена Валерьевна,
МОУ Борисоглебская СОШ №1
Мастер-класс
«Рефлексия учителем собственной педагогической практики через использование больших данных»
На мастер-классе я буду готова рассказать о применении сервисов искусственного интеллекта в образовании в целом и для анализа речевой аналитики - в частности, пригласить учителей к участию в проекте, на первом этапе которого формируется база видео и аудио записей уроков.Спикер
Бысик Надежда Викторовна,
исследователь Академической лаборатории ООО Сберобразования
Мастер-класс
«Образовательное со-бытие детско-взрослая ценностно-смысловая общность»
Образовательное со-бытие – это форма организации образовательного процесса, когда транслируемый материал становится предметом совместной деятельности педагога и учеников. Со-бытийная общность не возникает сама по себе, она есть результат взаимных осознанных усилий всех субъектов данной общности. Со-бытийность облекается в форму Встречи, т.е. Встречи с определенным кругом людей. Со-бытийная Встреча является формой, в рамках которой все участники личностно развиваются и тем самым развивают саму со-бытийность. Об этом и многом другом узнаете на нашей мастерской!Спикер
Виноградова Ольга Юрьевна,
Саматоева Светлана Львовна,
МОУ Средняя школа № 60 г.Ярославль
Мастер-класс
«Индивидуализация исследовательской деятельности обучающихся на основе феномен-ориентированного подхода»
В результате такого подхода к образованию у школьников развивается способность действовать самостоятельно, творчески. Это особый тип мышления – исследовательский. Когда у человека сформирован такой тип мышления, он способен задавать себе вопросы по поводу, как иногда кажется, обыденных вещей.Спикер
Голицина Лариса Александровна,
Саматоева Светлана Львовна,
МОУ Средняя школа № 60 г.Ярославль
Мастер-класс
«Как стать лучшей версией себя?»
Участники познакомятся с основными техниками «self-skills», попробуют составить “портрет” своих качеств.Спикер
Майорова Елена Юрьевна,
Корзина Алина Игоревна,
Иванова Дарина Сергеевна
учителя, МОУ СШ №18 г.Ярославль
Митап
«Педагогическое сопровождение семейного образования»
Встреча для педагогов, которые сталкиваются с проблемой организации индивидуальной образовательной деятельности обучающихся на семейной форме. На встрече планируется обсуждение вопросов, связанных с нормативным регулированием семейного образования, педагогическим сопровождением обучающихся, проведением промежуточной аттестации, составлением индивидуального плана изучения предмета и др. Также мы будем рады встрече с родителями, которые рассматривают альтернативу школе, но затрудняются с выбором формы получения образования.Спикер
Кириченко Елена Борисовна,
ЯГПУ им .К.Д. Ушинского»
Дистанционные
выездные
ивенты
(смешанный формат)
Спасибо за интересную тематику, познавательные мастер-классы, опыт практической деятельности в области тьюторского сопровождения.
Спасибо за интересный и познавательный материал
Отражены актуальные темы, интересные ссылки на опыт ведущих ученых педагогики. Особенно актуальна тема Форсайта, самообразование педагога. Это важно. Результаты опроса экспертов ВШЭ,
Спасибо за актуальные материалы
Спасибо за интересный материал. Следует отметить его практико-ориентированную направленность.
Спасибо за интересный материал, который можно использовать в практической работе
Шведова Елена Анатольевна, заместитель директора по УВР СОШ №44, город Рыбинск, Ярославская область.
Во время проведения Тьюторской НЕконференции очень актуальным был опыт работы школы №58 города Тюмень. которые представили опыт сопровождения обучающихся психолого-педагогического класса, особенности психолого-педагогической диагностики педагогической одарённости.
Благодарю за интересный и полезный для пелагогов материал.
Благодарю за очень интересный,информативный материал.
Большое спасибо за такой актуальный материал! Очень полезно и современно!