Личность педагога: открытость и суггестивность
Знания в области психологии
4. Возрастная периодизация развития детей, подростков, юношей
5. Закономерности и особенности развития
6. Основы психологии семейного воспитания
7. Преемственность основных периодов развития личности и профессионального становления
8. Психологические механизмы формирования готовности к профессиональному выбору
9. Психологические основы работы с взрослыми
Методические умения организации учебного процесса допрофессиональной подготовки
18. Методы психолого-педагогической диагностики
19. Работа с содержанием учебного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся
20. Вы явление педагогической одаренности и отбор содержания учебного материала
21. Способы интеграции различных предметных областей
22. Адаптация методических материалов к вариативным моделям допрофессиональной подготовки
23. Составление индивидуальной программы развития учащегося
Зачем педагогу обладать суггестивностью?
Современный педагог нуждается в умениях профессионально грамотного воздействия на личность ребенка в процессе воспитания. Одной из инвариантных характеристик воспитательной деятельности современного педагога является суггестивность – способность воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.
Суггестивные умения – необходимый компонент профессиональной составляющей педагога допрофессиональной подготовки, который трактуется как совокупность профессиональных умственных и практических действий педагога, позволяющих ему применять внушение с целью формирования взглядов и отношений ребенка к окружающему миру, активизации процессов саморегуляции и самовоспитания, а также изменения и коррекции каких-либо аспектов его сознания и поведения.
По мнению отечественных авторов, эффективность суггестопедического метода заключается в следующих его особенностях:
- усвоение большого количества информационных единиц;
- выработка таких способностей учащихся, как:
- умение активно использовать информационных «запас» в профессиональном общении,
- умение гибко варьировать свое общение,
- умение переносить усвоенные информационные единицы в другие ситуации;
- создание мощной мотивации обучения;
- снятие психологических барьеров.
Использование произвольного внушения в образовании зачастую настораживало педагогов. Всплеск интереса к педагогической суггестии в 1970-х годах, выраженных в разработках никтопедии, гипнопедии и релаксопедии постепенно породил новые формы использования суггестии в обучении, не закрепив в практике затратные «педии». Суггестопедия Г.Лозанова на советском пространстве обросла всевозможными вариациями: школы Л.Ш.Гегечкори, Г.А.Китайгородской, И.Ю.Шехтера и др. Гипнопедия нашла своеобразное продолжение в смелых экспериментах В.Л.Райкова.
Большинство исследователей, анализируя проблему суггестивных явлений, отмечают тесный симбиоз древних верований, ритуалов и суггестии. Надо отдать должное, признаком «базового» характера суггестии для целого ряда значимых явлений культуры, если не для всей в целом, как об этом заявляет Б.Ф.Поршнев, является ее неразрывная связь с ними. Не только и не столько в историческом или генетическом плане, сколько в самом их способе существования. Однако для исследователей принципиально важным остается преимущественно тот аспект проблемы, который касается рассмотрения суггестии как специального, произвольного воздействия. Именно в этом качестве суггестия впервые себя обнаруживает для научного понимания, а в последствии и для коммерческого использования. Естественно, что и до того времени, когда впервые зашла речь о сознательном использовании внушающего воздействия, оно с необходимостью использовалось и в обучении, и в медицине, но говорить о каком-либо специальном рассмотрении суггестии или выделении ее из контекста общих приемов не приходилось. НЛП-практики и методы активного обучения – мода современного общества, пытающегося удовлетворить нарастающие потребности в ускорении овладения и манипулирования информацией.
Где почитать
Что посмотреть
Где поучиться
Контакты
Руководитель тьюторского центра Тихомирова Ольга Вячеславовна
Электронная почта
tutor-in@yandex.ru