Skip links

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»

Тьюторский центр непрерывного педагогического образования

ТЬЮТОРIN

Современные педагогические технологии

Что такое педагогические технологии?

Педагогическая технология (от др.-греч τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – система педагогических действий и применяемых средств для достижения педагогической цели, осуществляемая в соответствии с определенной логикой и принципами, достаточно легко воспроизводимая любым педагогом, подготовленным к такой работе.

Приведем некоторые классификации современных педагогических технологий.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:

    1. авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения;

    2. высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект- объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

    3. личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

    4. гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение;

    5. технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка.

    6. технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия;

    7. эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом

(подсознательном) знании — Истине и путях, ведущих к ней.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Личностно-ориентированные технологии обучения.

а. Технология педагогических мастерских.

б. Технология обучения как учебного исследования.

в. Технология коллективной мыследеятельности (КМД).

г. Технология эвристического обучения.

д. Метод проектов.

е. Вероятностное образование (А. Лобок).

ж. Развивающее обучение – РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин)

з. «Школа диалога культур – «ШДК» (B.C. Библер).

и. Гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амо- нашвили).

к. Преподавание литературы как искусства и как человекоформиру- ющего предмета (Е.Н. Ильин).

л. Дизайн-педагогика.

  1. Предметно-ориентированные технологии обучения.

а. Технология постановки цели.

б. Технология полного усвоения (по материалам М.В. Кларина).

в. Технология педагогического процесса по С.Д. Шевченко.

г. Технология концентрированного обучения.

д. Модульное обучение.

  1. Информационные технологии.

а. ИКТ

б. Технологии дистанционного обучения.

  1. Технологии оценивания достижений учащихся.

а. Технология «Портфолио».

б. Безотметочное обучение. в. Рейтинговые технологии.

  1. Интерактивные технологии.

а. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

б. Технология проведения дискуссий.

в. Технология «Дебаты».

г. Тренинговые технологии.

Что посмотреть

Где поучиться

Контакты

Руководитель тьюторского центра Тихомирова Ольга Вячеславовна

Электронная почта

tutor-in@yandex.ru

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies