Skip links

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»

Тьюторский центр непрерывного педагогического образования

ТЬЮТОРIN

Принципы и подходы допрофессиональной педагогической подготовки

Концепция допрофессионалной педагогической подготовки

В концепции допрофессиональной педагогической подготовки школьников профориентационная функция рассматривается как целевая. Особое внимание уделено соотношению профессиональных способностей и педагогической направленности старшеклассников. В соответствии с этим выделены группы школьников, определены основные направления работы с ними.

Стержневой идеей концепции допрофессиональной педагогической подготовки школьников является положение о возможности и целесообразности формирования педагогической культуры школьников. Впервые дана авторская трактовка этой дефиниции как интегративного качества, позволяющего школьнику выступать в качестве активного субъекта педагогического процесса и включающее в себя элементарные педагогические знания и умения, педагогическую направленность и индивидуальные характеристики, определяющие его поведение. Выявлены структура этого качества и критерии определения уровня его развития. К последним относятся когнитивный, ценностно-эмоциональный, поведенческий и личностно-результативный критерии.

Когнитивный — критерий, включающий в себя знания, прежде всего, в области народной, семейной педагогики, а также самовоспитательной деятельности, представления о сущности педагогического труда. Показателями этого критерия можно считать широту, глубину, осознанность, действенность знаний, интерес к их пополнению.

Ценностно-эмоциональный критерий связан с ценностной ориентацией школьников относительно педагогической деятельности, их эмоционально-волевых и нравственных проявлений к ней. Показателями этого критерия являются интерес к педагогическим знаниям и деятельности, наличие или отсутствие педагогического идеала, отношение к деятельности своих педагогов, удовлетворенность участием в педагогическом процессе, способность к рефлексии.

Поведенческий критерий опирается на следующие показатели: участие в деятельности с элементами педагогического труда, ее успешность; педагогическую активность, под которой мы понимаем стремление включаться в эту деятельность; активность и результативность самовоспитания (самоанализ, планирование, самоорганизация); реакцию на педагогические воздействия старших, характер взаимодействия с участниками педагогического процесса.

Личностно-результативный критерий связан, прежде всего, с тем, что культура, в том числе и педагогическая, может и должна рассматриваться на личностном уровне. В каждом отдельном случае наличие, развитость педагогически значимых качеств следует рассматривать как элемент педагогической культуры. Показателями этого критерия являются коммуникативный потенциал школьника, его организаторские способности, экстраверсия, направленность личности, некоторые педагогические умения, в том числе и речь.

Что посмотреть

Где поучиться

Контакты

Руководитель тьюторского центра Тихомирова Ольга Вячеславовна

Электронная почта

tutor-in@yandex.ru

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies