4. Возрастная периодизация развития детей и подростков
5. Закономерности и особенности развития детей и подростков
6. Основы психологии семейного воспитания
7. Преемственность основных периодов развития личности
8. Психологические механизмы формирования готовности ребенка к школьному обучению
9. Психологические основы работы с взрослыми
18. Методы педагогической диагностики
19. Работа с содержанием учебного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся
20. Отбор содержания учебного материала в соответствии с реальными учебными возможностями ребенка
21. Способы интеграции различных предметных областей
22. Адаптация методических материалов к реальным образовательным потребностям учащихся
23. Составление индивидуальной программы развития учащегося
Т.О. Гордеева выделяет три базовых типа мотивации — внутренняя, автономная и контролируемая.
1.Внутренняя мотивация имеет три характерных варианта — мотивация достижения, мотивация компетентности и мотивация познания. «Природа внутренней мотивации собственно деятельностная – ощущение интереса по отношению к деятельности, которую человек выполняет, прежде всего, ради нее самой. Результат действия внутренней мотивации может быть выражен формулой: «Мне нравится эта работа (дело), мне она интересна сама по себе». Основные потребности, которые удовлетворяются в ходе выполнения деятельности, побуждаемой внутренней мотивацией, – это потребности в компетентности, достижении и познании». Потребность в достижении проявляется в стремлении (желании) добиваться наилучших результатов в области, которую индивид считает важной и значимой, делать дело как можно лучше, доводить начатое до конца, она неразрывно связана с желанием созидать, делать дело, творить. Потребность в компетентности означает стремление к самостоятельному достижению различных внешних и внутренних результатов, достижения ощущения эффективности, собственного роста, саморазвития и мастерства в выбранной области. Потребность в познании проявляется в интересе, энтузиазме, любознательности, стремлении узнавать новое, понимать окружающий мир, причины разнообразных явлений действительности.
2. Внешняя автономная мотивация
В отличие от внутренней мотивации природа внешней автономной мотивации— не деятельностная, а личностная. В основу выделения базовых типов внешней мотивации положены две потребности — в автономии и уважении. Потребность в автономии выражается в стремлении быть источником собственной активности, свободно выбирать, инициировать и самостоятельно планировать ее. Она универсальна, т.е. присуща всем людям (вне зависимости от пола, возраста и культурной принадлежности), и ее фрустрация, как показывают исследования, приводит к снижению интереса к деятельности и психологического благополучия индивида (Deci, Ryan, 2008). Потребность в уважении традиционно рассматривается как базовая психологическая потребность.
3. Внешняя контролируемая мотивация
Природа внешней контролируемой мотивации — межличностная (социальная). Она задается отношениями человека с его ближайшим окружением. В данном случае выполняемая деятельность задана извне и является средством достижения оптимальных отношений с социумом, который пытается регулировать деятельность индивида посредством контроля, требований, критики, обещания наград и наказаний. Например, начальник сообщает подчиненному, что его лишат премии, если он и далее будет опаздывать на работу. В результате у индивида преобладает состояние: «Я должен это делать, хоть мне этого и не хочется». Мера этого внутреннего нежелания выполнять деятельность определяется как силой давления и контроля со стороны социума, так и наличием/отсутствием уважения с его стороны и соответственно внутреннего ощущения своей компетентности.
tutor-in@yandex.ru
Adding {{itemName}} to cart
Added {{itemName}} to cart