Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»

Тьюторский центр непрерывного педагогического образования

ТЬЮТОРIN

Педагог-фасилитатор

Что такое фасилитация?

Не мыслям надобно учить, а мыслить И. Кант

Фасилитация — производное от английского глагола facilitate — облегчать, помогать, способствовать.

Фасилитация – человекоцентрированный подход, выражающийся в глобальном доверии к человеку, постулирующий существующую в нем актуализирующую тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал (К. Роджерс).

Атрибуты понятия «фасилитация»: 1. деятельность, 2. субъект, 3. функция, 4. мотив, 5. цель, 6. способ, 7. предмет, 8. метод, 9. средства, 10. Результат

Методы фасилитации — это различные процедуры, в процессе которых участники делают определённые выводы. Технология фасилитации понимается как повышение групповой эффективности.

Фасилитация – это процесс, фокусирующийся на следующих вопросах:

  • чего необходимо достичь;

  • кто должен быть вовлечен;

  • разработка процесса, в котором участвует группа, и последовательности выполняемых заданий;

  • коммуникация;

  • достижение соответствующего уровня участия и использования ресурсов;

  • групповая энергия, движущие силы и способности участников;

  • физическая и психологическая среда.

Задачи фасилитации:

  1. решение конкретных вопросов

  2. поиск решений

  3. анализ проблем

  4. обсуждение совместных мероприятий

  5. разрешение сложных или конфликтных ситуаций.

 

Технология фасилитации:

  • стимулирует к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений;

  • позволяет ускорить выработку резолюций, повышает их качество, вовлечённость, ответственность каждого участника за принятое решение;

  • даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.

Формы фасилитации

— взаимодействие,

— воздействие,

— диалог,

— косвенное влияние.

Итог фасилитации:

это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.

Фасилитатор (учитель) — это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности.

(Но технологию фасилитации можно применять не только на уроках, но и на классных часах, и внеурочной деятельности, на родительском собрании, на совещаниях и педагогических советах, семинарах и практикумов. )

Характеристики педагога (как фасилитатора):

  • умение строить открытые, доверительные отношения с родителями,

  • способность создавать особую атмосферу сотрудничества,

  • снимать барьеры и помехи во взаимодействии,

  • раскрывать ресурсы участников образовательных отношений.

— удерживает встречу (мероприятие) во временных рамках;

  • помогают выдерживать чёткую повестку дня,

  • умеет добиться того, чтобы его слушали,

  • создает ощущение активного общения,

  • конструктивно излагает проблемы,

  • подводит итог и ищет аргументы,

— умеет сохранять беспристрастность, обеспечивать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками.

ИСТОЧНИК

Где почитать

Что посмотреть

Где поучиться

Контакты

Руководитель тьюторского центра Тихомирова Ольга Вячеславовна

Электронная почта

tutor-in@yandex.ru