4. Возрастная периодизация развития детей и подростков
5. Закономерности и особенности развития детей и подростков
6. Основы психологии семейного воспитания
7. Преемственность основных периодов развития личности
8. Психологические механизмы формирования готовности ребенка к школьному обучению
9. Психологические основы работы с взрослыми
18. Методы педагогической диагностики
19. Работа с содержанием учебного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся
20. Отбор содержания учебного материала в соответствии с реальными учебными возможностями ребенка
21. Способы интеграции различных предметных областей
22. Адаптация методических материалов к реальным образовательным потребностям учащихся
23. Составление индивидуальной программы развития учащегося
Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики:
Физическая — Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.
Психологическая:
Интеллектуальная (Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию)
Социальная (Готовность взаимодействовать с окружающим социумом)
Личностная (Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника)
Эмоционально-волевая (Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок)
Специальная — Основные учебные умения.
По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.
Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.
Умственная готовность включает:
достаточный багаж знаний об окружающем мире;
умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
любознательность, потребность в получении новых знаний;
уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
наличие словесно-логического и образного мышления;
развитую речь, достаточный словарный запас;
сформированные сенсорные навыки;
устойчивое внимание;
крепкую память.
Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.
Социальная готовность базируется на таких компонентах:
коммуникативность;
стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
умение выслушивать собеседника;
готовность соблюдать очередь;
готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.
Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.
Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.
К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.
Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:
радостное ожидание поступления в школу;
принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
способность подчинять свои мотивы коллективным;
умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
стремление преодолевать трудности;
стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.
Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.
tutor-in@yandex.ru
Adding {{itemName}} to cart
Added {{itemName}} to cart