Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»

Тьюторский центр непрерывного педагогического образования

ТЬЮТОРIN

Психологические основы и механизмы формирования готовности ребенка к школьному обучению

Что такое готовность к школе?

Понятие готовности к школе – это совокупность разных факторов и личностных особенностей ребенка. И речь здесь совсем не о том, что ребенок должен знать определенное количество букв или цифр к определенному возрасту. К основным видам готовности к обучению можно отнести физическую, психологическую и специальную готовность.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики:

Физическая — Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая:

  • Интеллектуальная (Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию)

  • Социальная (Готовность взаимодействовать с окружающим социумом)

  • Личностная (Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника)

  • Эмоционально-волевая (Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок)

Специальная — Основные учебные умения.

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;

  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;

  • любознательность, потребность в получении новых знаний;

  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;

  • наличие словесно-логического и образного мышления;

  • развитую речь, достаточный словарный запас;

  • сформированные сенсорные навыки;

  • устойчивое внимание;

  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;

  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;

  • умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;

  • умение выслушивать собеседника;

  • готовность соблюдать очередь;

  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;

  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;

  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;

  • способность подчинять свои мотивы коллективным;

  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;

  • стремление преодолевать трудности;

  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;

  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;

  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Что посмотреть

Где поучиться

Контакты

Руководитель тьюторского центра Тихомирова Ольга Вячеславовна

Электронная почта

tutor-in@yandex.ru