Педагог-фасилитатор
Знания в области психологии
4. Возрастная периодизация развития детей, подростков, юношей
5. Закономерности и особенности развития
6. Основы психологии семейного воспитания
7. Преемственность основных периодов развития личности и профессионального становления
8. Психологические механизмы формирования готовности к профессиональному выбору
9. Психологические основы работы с взрослыми
Методические умения организации учебного процесса допрофессиональной подготовки
18. Методы психолого-педагогической диагностики
19. Работа с содержанием учебного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся
20. Вы явление педагогической одаренности и отбор содержания учебного материала
21. Способы интеграции различных предметных областей
22. Адаптация методических материалов к вариативным моделям допрофессиональной подготовки
23. Составление индивидуальной программы развития учащегося
Кто такой педагог-фасилитатор?
Педагог-фасилитатор – педагог, работающий в парадигме личностно ориентированной педагогики и руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся; «эмпатическое понимание» (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков).(Понятие введено К. Роджерсом)
Педагог-фасилитатор отличается открытостью, гибкостью и в то же время амбициозностью. Всегда акцентирует внимания на эмоционально-чувствительной стороне личности учащегося. Данного рода педагог ориентирует собственным примером учащихся на эмпатическое видение деятельности и собственных поступков.
Фасилитатор – это не специальность, а некая психологическая установка педагога или его компетенция. Ее функция заключается в том, что коллективная работа и коллективное взаимодействие организуется за счет специальных действий педагога. Именно эти действия и отражают процесс фасилитации. Установка в данном случае делается на профессиональное творчество. Педагог должен постараться мастерски занять якобы нейтральную позицию, через которую он сможет выполнять функцию направления обучающихся на желаемый путь развития.
От квалификации педагога и его профессионализма зависит качество развития как отдельно взятого коллектива или образовательного учреждения, так и системы образования в целом. По этой причине к подготовке педагога относятся более чем ответственно. Здесь делается установка на приобретение лидирующих качеств, на выработку навыков психологического взаимодействия, а также технологии обучения продуктивной коммуникации.
Эти качества объявлены приоритетными, так как позволяют реализовать основную задачу фасилитаторской деятельности. Речь идет не столько об обучении, сколько о воспитании, поскольку при правильном подходе к воспитанию обучение будет осуществляться как само собой разумеющееся.
Где почитать
Что посмотреть
Где поучиться
Контакты
Руководитель тьюторского центра Тихомирова Ольга Вячеславовна
Электронная почта
tutor-in@yandex.ru