Рефлексивная деятельность
Знания в области психологии
4. Возрастная периодизация развития детей, подростков, юношей
5. Закономерности и особенности развития
6. Основы психологии семейного воспитания
7. Преемственность основных периодов развития личности и профессионального становления
8. Психологические механизмы формирования готовности к профессиональному выбору
9. Психологические основы работы с взрослыми
Методические умения организации учебного процесса допрофессиональной подготовки
18. Методы психолого-педагогической диагностики
19. Работа с содержанием учебного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся
20. Вы явление педагогической одаренности и отбор содержания учебного материала
21. Способы интеграции различных предметных областей
22. Адаптация методических материалов к вариативным моделям допрофессиональной подготовки
23. Составление индивидуальной программы развития учащегося
Что такое рефлексивная деятельность?
Метод рефлексии – рефлексия деятельности – осуществляется с целью осмысления приемов и способов работы с учебным материалом, поиск наиболее эффективных методов работы.
Рефлексивная деятельность – деятельность, в процессе которой осуществляется контроль и анализ выполняемых действий, их корректировка в соответствии с изменением условий, оценка эффективности этих действий. Объектом рефлексивной деятельности могут выступать как знания, умения, так и отношение к чему-либо.
Рефлексия включает в себя активный анализ собственного опыта и действий, который помогает становиться лучше и развиваться.
У рефлексии есть много потенциальных преимуществ. К ним, в первую очередь, относятся следующие:
- Приобретение новых знаний.
- Уточнение существующих знаний, например, путем исправления существующих заблуждений.
- Лучшее понимание связи между теорией и практикой.
- Лучшее понимание причин тех или иных действий с точки зрения таких факторов, как: почему вы делаете то, что делаете, и почему вы делаете что-то определенным образом.
- Усовершенствование целей и правил, которые вы используете для принятия решений.
- Лучшее понимание себя с точки зрения таких факторов, как ваши сильные и слабые стороны.
- Развитие метакогнитивных способностей, например, когда речь идет о вашей способности более эффективно анализировать свои мысли.
- Повышенное чувство автономии, компетентности и контроля.
- Повышенная мотивация к действию.
- Повышение эффективности, например, за счет обучения тому, как действовать более эффективно или как найти больше мотивации к действию.
Безусловно существует множество способов осуществления рефлексивной деятельности. Например, можно задать наводящие вопросы. Когда дело доходит до рефлексии в контексте недавнего события, вы можете спросить себя следующее:
- Что я чувствовал во время мероприятия?
- Каковы были мои цели?
- Что я в основном делал?
- Что прошло хорошо?
- Что пошло не так?
- Что мне делать в следующий раз так же?
- Что мне делать в следующий раз по-другому?
Решая, как заняться рефлексивной деятельностью, очень важно найти конкретные подходы, которые вам лучше всего подходят в вашей конкретной ситуации. При этом стоит помнить, что обратная связь между коллегами может облегчить профессиональную рефлексию в одном случае, но также может препятствовать ей в другом.
Какова роль рефлексии в деятельности?
Роль рефлексии в творческой, мыслительной деятельности состоит в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого субъекта. Поскольку главным в педагогическом процессе на сегодняшний момент определяется развитие личности субъектов процесса, а развитие является процессом внутренним и судить о его прохождении доступно, прежде всего, самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия, как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса.
Стоит помнить, что без рефлексии невозможно профессиональное и личностное развитие педагога допрофессиональной подготовки.
Каковы функции рефлексии?
Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
- проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
- организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
- коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
- смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
- мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
- коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
Для чего следует использовать в педагогической деятельности технологии организации рефлексивной деятельности?
Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет педагогу допрофессиональной подготовки проводить: анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.
Где почитать
Что посмотреть
Где поучиться
Контакты
Руководитель тьюторского центра Тихомирова Ольга Вячеславовна
Электронная почта
tutor-in@yandex.ru