Skip links

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»

Тьюторский центр непрерывного педагогического образования

ТЬЮТОРIN

Рефлексивная деятельность

Что такое рефлексивная деятельность?

Метод рефлексиирефлексия деятельности – осуществляется с целью осмысления приемов и способов работы с учебным материалом, поиск наиболее эффективных методов работы.

Рефлексивная деятельность – деятельность, в процессе которой осуществляется контроль и анализ выполняемых действий, их корректировка в соответствии с изменением условий, оценка эффективности этих действий. Объектом рефлексивной деятельности могут выступать как знания, умения, так и отношение к чему-либо.

Рефлексия включает в себя активный анализ собственного опыта и действий, который помогает становиться лучше и развиваться.

У рефлексии есть много потенциальных преимуществ. К ним, в первую очередь, относятся следующие:

  • Приобретение новых знаний.
  • Уточнение существующих знаний, например, путем исправления существующих заблуждений.
  • Лучшее понимание связи между теорией и практикой.
  • Лучшее понимание причин тех или иных действий с точки зрения таких факторов, как: почему вы делаете то, что делаете, и почему вы делаете что-то определенным образом.
  • Усовершенствование целей и правил, которые вы используете для принятия решений.
  • Лучшее понимание себя с точки зрения таких факторов, как ваши сильные и слабые стороны.
  • Развитие метакогнитивных способностей, например, когда речь идет о вашей способности более эффективно анализировать свои мысли.
  • Повышенное чувство автономии, компетентности и контроля.
  • Повышенная мотивация к действию.
  • Повышение эффективности, например, за счет обучения тому, как действовать более эффективно или как найти больше мотивации к действию.

Безусловно существует множество способов осуществления рефлексивной деятельности. Например, можно задать наводящие вопросы. Когда дело доходит до рефлексии в контексте недавнего события, вы можете спросить себя следующее:

  • Что я чувствовал во время мероприятия?
  • Каковы были мои цели?
  • Что я в основном делал?
  • Что прошло хорошо?
  • Что пошло не так?
  • Что мне делать в следующий раз так же?
  • Что мне делать в следующий раз по-другому?

Решая, как заняться рефлексивной деятельностью, очень важно найти конкретные подходы, которые вам лучше всего подходят в вашей конкретной ситуации. При этом стоит помнить, что обратная связь между коллегами может облегчить профессиональную рефлексию в одном случае, но также может препятствовать ей в другом.

Какова роль рефлексии в деятельности?

Роль рефлексии в творческой, мыслительной деятельности состоит в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого субъекта. Поскольку главным в педагогическом процессе на сегодняшний момент определяется развитие личности субъектов процесса, а развитие является процессом внутренним и судить о его прохождении доступно, прежде всего, самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия, как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса.

Стоит помнить,  что без рефлексии невозможно профессиональное и личностное развитие педагога допрофессиональной подготовки.

Каковы функции рефлексии?

Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.

В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

  • проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
  • организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
  • коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
  • смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
  • мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
  • коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

Для чего следует использовать в педагогической деятельности технологии организации рефлексивной деятельности?

Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет педагогу допрофессиональной подготовки проводить: анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.

Что посмотреть

Где поучиться

Контакты

Руководитель тьюторского центра Тихомирова Ольга Вячеславовна

Электронная почта

tutor-in@yandex.ru

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies