Проектирование педагогических задач
Знания в области психологии
4. Возрастная периодизация развития детей и подростков
5. Закономерности и особенности развития детей и подростков
6. Основы психологии семейного воспитания
7. Преемственность основных периодов развития личности
8. Психологические механизмы формирования готовности ребенка к школьному обучению
9. Психологические основы работы с взрослыми
Методические умения
18. Методы педагогической диагностики
19. Работа с содержанием учебного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся
20. Отбор содержания учебного материала в соответствии с реальными учебными возможностями ребенка
21. Способы интеграции различных предметных областей
22. Адаптация методических материалов к реальным образовательным потребностям учащихся
23. Составление индивидуальной программы развития учащегося
Основы педагогического проектирования
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога. Мы исходим из того, что проектировать в педагогике — значит на основе прогноза создавать такие технологии, использование которых при построении реального педагогического действия должно способствовать достижению поставленной цели, при этом происходит развитие всех участников педагогического процесса (М.И.Рожков). Педагогическое проектирование всегда связано с созданием условий для оптимального взаимодействия участников образовательного процесса.
(фрагмент пособия Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студентов : учебно-методическое пособие / под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2019. – 120 c.)
Каковы же функции проектирования в сфере образования:
—исследовательская, позволяющая всесторонне исследовать объект, раскрыть теоретико-методологические аспекты проектируемого процесса или явления;
—аналитическая, предполагающая анализ имеющегося опыта, исходных условий и средств для реализации проекта, последующий мониторинг результатов проектирования;
—прогностическая, предвосхищающая результаты конкретных действий, возможные отклонения и способы преодоления вероятных трудностей в реализации проекта;
—нормирующая, предполагающая создание нормативных актов, документов в качестве итогового продукта проектирования;
—конструктивная, позволяющая на основе прогностического знания получить конкретный практический результат.
В обобщенном виде этапы проектирования педагогической деятельности можно представить следующим образом:
-анализ объекта проектирования;
-выбор формы проектирования, который зависит от це-лей, вида проекта, от участников проектирования;
-теоретическое обоснование проекта, предполагающее формулировку идей, положений, которые составляют основу проекта;
-методическое обеспечение проектирования, поиск мето-дов и средств для решения педагогической задачи;
-разработка базового компонента проекта, установление компонентов, связей и зависимостей между ними;
-написание документа, который представляет проект пе-дагогической деятельности;
-оценка, экспертиза качества проекта;
-корректировка проекта по итогам его экспертизы;
-принятие решения об использовании проекта.
(фрагмент пособия Технологии педагогической деятельности. Учебное пособие. В 3 частях. Часть 3. Проектирование и программирование / под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 303 c.
Где почитать
Что посмотреть
Где поучиться
Контакты
Руководитель тьюторского центра Тихомирова Ольга Вячеславовна
Электронная почта
tutor-in@yandex.ru